Чайка

«Я не люблю пересказывать идею. Она должна быть скрыта. Она проявится в спектакле, и если её не поймут, это будет моя вина. Но объяснить её все равно невозможно»

А.С. Кончаловский, 'Культура', 2 марта, 2000 г.

Ирина Николаевна Аркадина по мужу Треплева, актриса - Ирина Розанова;
Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек - Алексей Гришин;
Петр Николаевич Сорин, ее брат - Анатолий Адоскин;
Нина Михайловна Заречная, дочь богатого помещика - Юлия Высоцкая;
Илья Афанасьевич Шамраев, управляющий у Сорина - Владимир Горюшин;
Полина Андреевна, его жена - Ольга Анохина;
Маша, его дочь - Ольга Милоянина;
Борис Александрович Тригорин, беллетрист - Алексей Серебряков;
Евгений Сергеевич Дорн, врач - Евгений Стеблов, Александр Яцко;
Семен Семенович Медведенко, учитель - Юрий Черкасов, Андрей Межулис

Россия, 2004 г.,
Театр им. Моссовета

Автор пьесы

Антон Чехов

Режиссер-постановщик

Андрей Кончаловский

Сценограф

Любовь Скорина

Художник-постановщик

Эццо Фриджерио

Спектакль «Чайка» -  совместный проект Государственного академического театра имени Моссовета и Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес".

«У меня была одна задача: я пытался сделать пьесу, которая бы волновала. Дело в том, что можно сделать очень современно по форме, а волновать не будет… Я думаю, что Чехов интуитивно угадал, что амбиции для людей важнее, чем истина».

Андрей Кончаловский


  • …Актеры - пожалуй, самое интересное, что или, вернее, кого "нашел" Кончаловский. Он вернул на сцену Ирину Розанову, когда-то бывшую одной из первых актрис Малой Бронной, а также Серебрякова, после "Федры" Виктюка не знавшего значительных театральных успехов.

    Григорий Заславский «Независимая газета»



  • ...у Кончаловского получилась не просто комедия, а комедия лирическая, то есть глубоко личная.

    Николай Александров «Известия»



  • Зачем нам какие-то новые формы, когда есть проверенные и хорошо освоенные технические приемы? К постановочной культуре "Чайки" и в самом деле не придерешься: все четко, грамотно, не скучно…

    «Ведомости»



  • 24 октября на сцене Театра оперы и балета консерватории имени Римского-Корсакова зрителей ждет новая версия чеховской Чайки в постановке Андрея Кончаловского.

    Юлия Высоцкая (молодая супруга Андрея Кончаловского) играет роль Нины Заречной, Ирина Розанова - роль Ирины Аркадиной, Алексей Гришин - роль Треплева, Евгений Стеблов в роли Евгения Дорна и Алексей Серебряков в роли Тригорина.
    Эта Чайка сполна оправдывает данное Антоном Чеховым определение комедия . Это самая нескучная Чайка .

    Чайка Кончаловского красива, как Заречная Юлии Высоцкой. Эксцентрична, как влюбленный чудак Константин Гаврилыч, коему Алексей Гришин придал сходство с несчастным кузнечиком и всклокоченным головоластиком . Взбалмошна, как молодящаяся Аркадина Ирины Розановой.

    Спешите на эту непоседливую Чайку , разыгранную точно по тексту и духу классической основы и при том свежо и увлекательно.

    В этом спектакле - мягкий дачный свет, роскошно-сдержанные костюмы Рустама Хамдамова, декорации в русском усадебном стиле итальянца Эццо Фриджерио, в которых хочется жить.

    Этой Чайке свойствен нездешний шик атмосферы: это Чехов, поставленный для Европы. Кончаловский не скрывает, что представляет сейчас во многом перенос своей постановки 1988 года в парижском театре Одеон . С той разницей, что режиссер изменился за 16 лет и не хочет копировать себя в прошлом
     

    peterout.ru



  • «От стаи гомонящих на московской сцене "Чаек" новая, поставленная Андреем Кончаловским для фестиваля "Черешневый лес" отличается - крайне выгодно - резкостью черт и подвижностью. Эта "Чайка" полна гротеска и единственная из дюжины мне известных сполна оправдывает данное Антоном Чеховым определение "комедия". Это самая нескучная, моторная "Чайка" цепляет и физической, и эмоциональной лабильностью - переходы от смешных истерик к реальным слезам, от позерства к нормальным человеческим реакциям здесь как нигде органичны. Она красива, как Заречная Юлии Высоцкой, лучшая из всех существующих сегодня Нин Заречных. Эксцентрична, как влюбленный чудак Константин Гаврилыч, коему Алексей Гришин придал сходство с несчастным кузнечиком и всклокоченным "головоластиком". Взбалмошна, как молодящаяся Аркадина Ирины Розановой. Гедонистична, словно Тригорин в поджаром исполнении Алексея Серебрякова. Словом, если вы не просиживает в театре шесть вечеров в неделю, чураетесь экстремистских выходок, но и безликость "традиционных" трактовок вам тоже претит, спешите на эту непоседливую "Чайку", разыгранную точно по тексту и духу классической основы и при том свежо и увлекательно».

    Вадим Рутковский






  •