Дядя Ваня

Дядя Ваня

«Талант - это способность выразить оригинально мир.»

А.С.Кончаловский, "Аргументы и Факты", №34, 1999
Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Ирина Купченко, Ирина Мирошниченко, Владимир Зельдин, Николай Пастухов, Ирина Анисимова-Вульф, Екатерина Мазурова, Владимир Бутенко
Год: 1970
Страна СССР
Творческая
группа

Сценарий - Андрей Кончаловский
Оператор - Георгий Рерберг, Евгений Гуслинский
Художник - Николай Двигубский
Композитор - Альфред Шнитке
Звукооператор - Григорий Коренблюм
Монтаж - Л.Покровская, Л.Паевская
 

Тех.данные: "Мосфильм", 104 мин., цв., 10 ч., 2850 м

По пьесе А.П.Чехова. Русская провинция. Жизнь скучна, глупа, грязна… Для дяди Вани разочарование и опустошение усугубляются неразделенной любовью к женщине, которую судьба на короткое время забросила в захолустное поместье. Истерика русского интеллигента, который не стал Достоевским и Шопенгауэром, у зрителя удивления не вызывает: мы, русские, всегда готовы к катастрофам и потому всегда успокаиваем себя надеждой на призрачное будущее - мы еще увидим небо в алмазах…

Биография фильма

Летом 1970 года Андрей Кончаловский шел по улице Горького и встретил Иннокентия Смоктуновского, с которым его уже связывала дружба. Режиссер был свободен как птица: никаких творческих планов. Зашли в кафе «Мороженое»: там подавали лучшее в мире крем-брюле… - Давай сделаем что-нибудь вместе, - сказал Кончаловский. - Давай! Можно «Дядю Ваню»… Выпили шампанского. Кончаловский вышел из кафе, свернул направо в Гнездниковский переулок, зашел в Госкино. Сказал, что хочет ставить Чехова. «Замечательно», - ответили в Госкино. Сегодня не верится: неужели тогда ТАК можно было решать? Или прошло время и все трудности забылись? Андрей Кончаловский вспоминает: единственное, что от него потребовали – не искалечить пьесу. Для этого нужно было сохранить минимальное количество текста с максимальным количеством пауз. Съемки шли легко. Вдобавок к Смоктуновскому подобрались и другие титаны. Сразу согласился Сергей Бондарчук на роль Астрова. На роль Серебрякова пробовался Борис Бабочкин. Но он не терпел режиссерских подсказок, и тогда пригласили Владимира Зельдина. Роль Елены Сергеевны стала играть Ирина Мирошниченко, несмотря на то, что художественный совет картины был сначала против этой актрисы. Очень долго не могли найти исполнительницу роли Сони, пока не пригласили в картину Ирину Купченко. Фильм снят на двух типах пленки: цветном «Кодаке» и черно-белой пленке. Причина проста: одного «Кодака» не хватало. А на советской пленке «Совколор» получался жуткий зеленый цвет! Забавно: потом критики нашли даже художественное обоснование для перехода цветного изображения в черно-белое! На съемках разразился конфликт с Сергеем Бондарчуком. Он пребывал в заблуждении, что Астров должен выглядеть аристократично. Сшил себе в Италии роскошный костюм. А Кончаловскому Астров виделся человеком опустившимся, в мятом пиджаке. После окончания съемок Бондарчук пошел в ЦК и сказал, что Кончаловский снял антирусский, античеховский фильм. Спустя много лет на фестивале в Сочи Кончаловкий с Бондарчуком с улыбкой вспоминали те давние времена, и Бондарчук искренне признался: «Дурак был. Картина-то получилась хорошая!» Фильм «Дядя Ваня» отправили на фестиваль в Сан-Себастьян. Кончаловского с картиной за границу не послали. Августовской ночью 1971 года на Новослободской улице, где они с женой снимали квартиру, режиссер подошел к газетному щиту и испытал озноб восторга – в углу полосы была маленькая заметка: «Дядя Ваня» получил «Серебряную раковину».


«После "Дяди Вани" я понял, что смогу снять картину в любом ограниченном пространстве, хоть в лифте. Этого пространства будет достаточно для анализа бесконечности человеческой души».

Из книги А.С.Кончаловского «Возвышающий обман» (1999) «Как всегда, приступая к фильму, я потащил в него отовсюду, со всех периферий и окраин всё, что могло здесь стать строительным материалом. Занялся Чеховым очень серьезно. Я старался увидеть героев не такими, как их интерпретировал МХАТ, а такими, какими, на мой взгляд, их понимал автор. В «Дяде Ване» изобразительная среда строилась на глубоких темных тенях, на пыльных интерьерах, рождающих у зрителя ощущение духоты, словно дом этот намертво замкнут и герои наглухо в нем заперты».

А.С.Кончаловский об исполнителе роли дяди Вани Иннокентии Смоктуновском: «Он был легкий. Как Моцарт! Переменчивый, женственный, капризный, отзывчивый… Иногда мне приходилось публично его позорить, чтобы добиться нужного результата. Говорить, что ты кончился как артист, всё, тебя снимать нельзя. И это происходило на публике! Смоктуновский смотрел по сторонам. Потел. Потом отводил меня в сторону и говорил: «Можно еще разочек попробовать?..» Он такой был…»


  • В.Зельдин (исполнитель роли профессора Серебрякова) о работе в фильме «Дядя Ваня»:

    «Кончаловский занимает в моей судьбе большое место. Я считаю его соавтором роли профессора Серебрякова. Он очень скрупулезно работал. Целую смену мог сидеть над одной сценой. Все готовы – оператор, свет - но если актер не готов, Андрон не будет снимать. Он не требует результата от актера. Он знает, как к этому результату подойти».


  • Ирина Мирошниченко (исполнительница роли Елены Сергеевны) о работе в фильме «Дядя Ваня»:

    «Кончаловский привозил пленку «Кодак» за свои деньги из Парижа. И белые шпильки мне для волос тоже из Парижа привозил. У нас в стране ведь не было белых шпилек! Еще мне приклеивали белые ресницы. Я расстраивалась, казалось, что они скрадывают глаза. И тогда я тихо доставала свою тушь для ресниц и тихо их подкрашивала в черный цвет. Потом вижу: Кончаловский и оператор Рерберг шушукаются. Встают, подходят ко мне: «Это что такое? Смыть немедленно…» Однажды я приехала в Мексику на Неделю советского фильма. Меня спрашивают: какой фильм еще включить в программу? Я говорю: «А у вас есть «Unkle Vanya»? И представляете, да, в Мексике в библиотеке лучших фильмов был «Дядя Ваня», они показали его и был большой успех. Этот фильм не только классика советского кинематографа. Это классика больших режиссеров».


  • В.Аллен сравнивает «Дядю Ваню» со своим фильмом «Сентябрь»

    Взять для сравнения русского «Дядю Ваню» в постановке Андрея Кончаловского, то есть не для сравнения, потому что я не хочу сравнивать свою работу с фильмом Кончаловского, сравнение в данном случае будет явно не в мою пользу: это лучший «дядя Ваня» из всех мною виденных. Не думаю, что можно снять эту пьесу лучше. Роль доктора исполнял Сергей Бондарчук.

    Фильм абсолютно безупречный. Он прошел здесь в кинотеатрах при пустых залах. В буквальном смысле пустых. Мы с Дайан Китон смотрели его вдвоем в пустом кинотеатре. Фильм шел не больше недели. Я знал, что «Сентябрь» принадлежит к тому же типу кинематографа, - говорить о качестве не будем, потому что затмить эту работу Кончаловского невозможно. Просто потому, что «Дядя Ваня» - это бессмертная пьеса и Кончаловский умело её поставил. И я понимал, что если «Дядя Ваня» находится где-то здесь, если судить по меркам данного жанра, то моя работа будет где-то здесь. То есть, я заранее знал, что публика не пойдет на эту картину.

    Вуди Аллен. Сборник «Интервью», Санкт-Петербург, изд. Дом «Азбука-Классика», 2008, с. 216-217



  • "Русский "Дядя Ваня" Андрея Кончаловского - лучший "Дядя Ваня", которого я когда-либо видел"

    Не думаю, что можно было более совершенно передать пьесу, чем это сделал Сергей Бондарчук, играющий доктора. Это так совершенно сделано! Это показывалось здесь, и никто не пришел смотреть. Никто! Дайан Китон и я видели это, но в зале мы были единственные... "Дядя Ваня" - бессмертный шедевр литературы, и Кончаловский прекрасно перенес его на экран... Про себя я думаю: "Если "Дядя Ваня" здесь в этом жанре, то мой - здесь. (Вуди показывает руками два разных уровня качества и оценки двух фильмов). И никто не идет его смотреть. 

    Вуди Аллен






  •