Сибириада

Сибириада

«Как только желаемое достигнуто, оно уже не идеал.»

А.С.Кончаловский, "Возвышающий обман", М.,1999
Владимир Самойлов, Виталий Соломин, Наталья Андрейченко, Никита Михалков, Павел Кадочников, Елена Коренева, Игорь Охлупин, Евгений Леонов-Гладышев, Константин Григорьев, Людмила Гурченко, Иван Дмитриев, Евгений Перов, Михаил Кононов
Год: 1978
Страна СССР
Творческая
группа

Сценарий - Валентин Ежов, Андрей Кончаловский
Оператор - Леван Пааташвили
Художник - Николай Двигубский, Александр Адабашьян
Композитор - Эдуард Артемьев
Звукооператор - Валентин Бобровский
Монтаж - Валентина Кулагина

Тех.данные: "Мосфильм", в 4-х фильмах, 136+139 мин., цв., 14+14 ч., 3736+3807м

«Поэма в шести сказах», от начала века до семидесятых годов. В сибирской глухомани в деревне Елань живут две семьи, издавна враждующие друг с другом: «кулаки» Соломины и «бедняки» Устюжанины. Судьба все время сталкивает их вместе в ненависти и в любви. Но одно объединяет всех – общая земля. Родина, в которой, как говорит один из главных героев, «хорошего, конечно, мало! Но лучше её все равно не найти!»

Биография фильма

Летом 1974 года Андрею Кончаловскому предложили снять фильм к съезду партии – о нефтяниках Сибири. Идея заинтересовала. Понимал, что берется за что-то очень трудное: материал неподатлив – чистый гранит, но это-то и увлекало! Вместе с драматургом Валентином Ежовым начали искать идею будущего фильма. По ходу работы все дальше уходили от собственно темы нефти. Выходили на иной пласт размышлений – о человеке и среде, породившей его. Нефть ведь не самоцель. Она лишь средство сделать жизнь на земле лучше. Именно в этот период Андрей Кончаловский открыл для себя работы Александра Чижевского, ученого, который писал о неразрывности человека и космоса. Постепенно стало понятно, что картина получится об истории века, которая поместится в истории одной деревни. В «Сибириаде» нет плохих героев. Все хорошие. Нет палачей и жертв. Все жертвы. С этой точки зрения картина стала не только не «госзаказовской», соцреалистической, но изначально чуждой официальной идеологии. Самому себе этой картиной Кончаловский доказал, что нет скучных историй, все может быть предметом искусства. Режиссерская профессии – искусство интерпретации. Зрители приняли «Сибириаду» очень хорошо. В Томске, где снимались многие сцены, просмотр проходил во Дворце спорта, в зале на 15 000 человек, пять часов подряд с коротким перерывом. Пятнадцатитысячный зал в напряженной тишине следил за экраном. Слышно было, как у кого-то упал номерок, когда Спиридон убивал Кольку Устюжанина. Мертвая тишина. Волнующие мгновения. «Сибириада» стала для Андрея Кончаловского мостом в другой мир. В 1979 году фильм получил Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля. Кончаловский добился от властей разрешения на год уехать за границу…»


«Миша Ромадин отказался быть художником-постановщиком "Сибириады", язвительно заметив, что не хочет делать кино про черную жижу. Очевидно, имелась в виду не только нефть, но соцреализм как таковой. Не он один думал, что картина о нефтяниках должна непременно быть официозом. Для меня же это была самая серьезная попытка проникнуть в метафизику человека и природы».

Из книги А.С.Кончаловского «Возвышающий обман» (1999) «Я доволен этой картиной, хотя, на мой сегодняшний взгляд, она медлительна. Сейчас я многое бы делал иначе, но картиной этой горжусь потому хотя бы, что снять длинную картину сложнее, чем три коротких. Мне дороги в картине образные рифмы… Вечный дед, никогда не умирающий персонаж. Или звезда, на которую Афанасий рубит дорогу. Точно также рифмуются и убегания из села. Убегание ведет к смерти. Те, кто покинул село, погибают. Село в «Сибириаде» - архетип всей жизни». «Я знал, что кончу картину и уеду. Я не получил бы работу в Америке, если бы не эта картина. Помню, какой восторженной была реакция после просмотра в Голливуде у Ширли Мак-Лейн, Джона Войта, Уоррена Битти. Совсем недавно позвонил Арман Ассанте, снимавшийся у меня в «Одиссее». Он впервые увидел «Сибириаду», сказал, что плакал, когда смотрел. А картине уже двадцать лет».


  • Людмила Гурченко (исполнительница роли Таи) о работе в фильме «Сибириада»:

    «Никто из режиссеров так не знает женской природы, как Андрей. Никто! Никто не умеет возбудить женщину, не будучи с ней близким. Дать ей крылья, чтобы она взлетела и почувствовала, что она ах! Ну, это ах! Это в Андрее Кончаловском есть. И больше, наверное, ни в ком. У меня любимая первая сцена в этом фильме. Это была первая сцена в советском кино, когда показан половой акт. Ну, акт показывать нельзя. И тогда сказал наш начальник Ермаш, что это вырежется. Андрей говорит, что я так сниму, что вы не вырежете!. И он накрыл нас плащ-палаткой. Никита на локти встал. А потом уже когда нужно какое-то там движение мы сделали его под плащ-палаткой».


  • Сергей Шакуров о работе в фильме «Сибириада»:

    «Я не говорю про сегодняшний день, это вообще такую картину на сегодня поднять невозможно. Она по тем временам чудовищно тяжелая. Сценарий и вся эта тема сибирская с нефтью и так далее. С колоссальным количеством артистов, массовки!! И он с этим замечательно справился и работал очень легко. Да, как ни странно. Есть очень мучительные режиссеры, которые все вымучивают и себя в том числе. И с языком на боку потом заканчивается каждая съемка. А Андрей работал очень легко, весело, играл в футбол с нами в перерывах между съемками».


  • Дэйв Кехра, газета «Нью-Йорк Таймс»

    С тех пор как в 1979 году грандиозная киноэпопея Андрея Кончаловского "Сибириада" завоевала Специальный приз жюри Каннского фестиваля, картине пришлось многое претерпеть: лента из четырех частей, общей продолжительностью более четырех часов, к нью-йоркской премьере в 1982 году, которую рецензировал обозреватель "Нью-Йорк Таймс" Винсент Канби, была урезана до 190 минут, а сама ее структура подверглась значительным изменениям. Хронометраж последующих видео-версий составлял 206 минут. Впрочем, новый DVD, выпущенный компанией "Kino International" вписывается в удовлетворительные 260 минут, а в Германии скоро выйдет DVD с многообещающей 275-минутной версией фильма.

    В прокате фильм шел как "Сибериэйд" и "Сибириада". Последний из двух вариантов, по-видимому, точнее соответствует замыслу Кончаловского, о чем он сам заявил французской прессе в 1979 году. Он хотел создать "сибирскую Илиаду" – региональный эпос, который смог бы вписать картины сибирской глуши в историческую перспективу и наделить собственной жизнью. Однако "Сибириада" привлекает не столько "гомеровским" размахом, сколько своей пронизывающей мелодраматичностью и визуальной эффектностью – это своего рода славянский вариант "Унесенных ветром", снятый под мистическим влиянием русского кинопровидца Андрея Тарковского, с которым Кончаловскому довелось работать в соавторстве над несколькими сценариями.

    Американскому зрителю картина может напомнить фильм "Богач, бедняк": "Сибириада" повествует о поколенческом конфликте двух семей, чуть ли не единственных жителей захолустной Елани – деревушки, затерянной на холме между речными берегами и непроглядными глубинами нетронутой тайги. Одна из семей, Устюжанины, – хитрые, неунывающие и чудаковатые пролетарии, люди пьющие и склонные к прожектерству. Патриарх семьи посвятил себя единоличному строительству дороги от деревни до загадочной, насыщенной ядовитыми испарениями топи под названием "Чертова грива" (по крайней мере, так оно звучит в несколько эксцентричном переводе на английский на диске "Kino"), куда другие боятся ходить. Другой род – Соломины – зажиточные, крепко стоящие на ногах охотники и торговцы мехом, которые живут в основательных бревенчатых хоромах. Их охватывающая несколько десятилетий история начинается с эпохи первых революционных потрясений. Бежавший с царской каторги большевистский боевик оказывается в Елани и приобщает юного Афанасия Устюжанина (Владимир Симонов) к теориям классовой борьбы. Через час экранного времени, в течение которого происходит вторжение царских войск и строительство ледового корабля, уже повзрослевший Афанасий покидает свой дом и уходит в революцию, увлекая с собой Анастасию (Наталья Андрейченко), красу соломинского клана. Так зарождается родовая вражда и намечается политический конфликт, который будет лежать в основе межличностной драмы последующих 70 лет.

    Особая привлекательность такого рода кинематографического эпоса заключается в том, как постепенно, по мере накопления деталей и неспешного соединения сюжетных нитей, выявляется наконец основной замысел. К тому времени, когда сын Афанасия и Анастасии, Алексей (его играет Николай Михалков, брат автора картины и сам по себе известный кинорежиссер), уже взрослым человеком возвращается в родные края, он работает инженером-буровиком, а младший Соломин, Филипп (Игорь Охлюпин) – партийный аппаратчик – руководит развитием Сибири из Москвы.

    Однако Кончаловский и его блистательный оператор Леван Пааташвили не упускают случая отвлечься от сюжетной канвы и погрузиться в лирическую видеомедитацию. Фильм опьяняет размахом и буйством красок, кружением камеры над поверхностью топи, кадрами кинохроники, безукоризненно смонтированными в манере дзигавертовского "Киноглаза" 20-х годов, которые направляют действие по историческому руслу.

    Вскоре после выхода "Сибириады" Кончаловский уехал на Запад, где наряду с такими поэтическими взлетами как "Любовники Марии" (1984) и "Скромные люди" (1987), его профессиональный путь отмечен и отровенно коммерческими поделками, вроде "Поезда-беглеца" (1985) и "Тэнго и Кэш" (1989). Пожалуй, наиболее известная из последних работ Кончаловского – вышедший в 1997 году телесериал "Одиссея" с участием Арманда Ассанте и Бернадетты Питерс, который стоит в том же ряду, что и его "сибирская Илиада", хотя и слабее в художественном отношении.
     


  • "Тайм"

    "Подобно Довженко, Кончаловский владеет даром соединять особо русское чувство святости родной земли с движущей силой революции".





  •