Первый учитель

Первый учитель

«Откладывая на будущее, всегда имеешь успокаивающую перспективу.»

А.С.Кончаловский, "Возвышающий обман", М.,1999
Наталья Аринбасарова, Болот Бейшеналиев, Даркуль Кыюкова, Идрис Ногайбаев, Советбек Джумадылов, Бакен Кадыкеева, Клара Юсупджанова, Назрет Дубашев, Касым Жаркинбаев
Год: 1965
Страна СССР
Творческая
группа

Сценарий - Чингиз Айтматов, Борис Добродеев, Андрей Кончаловский
Оператор - Георгий Рерберг
Художник - Михаил Ромадин
Композитор - Вячеслав Овчинников
Звукооператор - Евгений Кашкевич, София Каценеленбоген
Монтаж - Е.Ладыженская

Тех.данные: "Мосфильм"-"Киргизфильм", 102 мин., ч/б, 2779 м

«Мир «Первого учителя» складывался из умножения миров Чингиза Айтматова, Акиры Куросавы и поэта Павла Васильева.(…) В сравнении с айтматовской лирической прозой температура экранного «Первого учителя» превышена на много градусов. Меня вело желание снять раскаленную реальность».

А.С.Кончаловский, «Возвышающий обман», М., 1999


«Я сел в самолет, летящий в Киргизию. Салон был забит людьми, говорившими на незнакомом гортанном языке, от них почти пахло баранами. "Господи, куда я еду?" Меня пронзил тихий ужас. Я боялся снять пальто. Да стоило ли и раздеваться? Сейчас немного посижу, а потом сойду. Но с самолета не сходят. Думалось: "Неужели же настанет день, когда я повезу в Москву 25 километров снятой пленки?" "Первый учитель" был моим первым полнометражным фильмом. Я уезжал за границу, но тогда никто не спрашивал меня: "Ты вернешься?"

  • И.Заславская, «Советский экран»

    «Картина «Первый учитель», в которой дебютировала восемнадцатилетняя Наталья Аринбасарова, обошла экраны многих стран мира, а в 1966 году жюри Международного фестиваля в Венеции вручило ей кубок Вольпи – премию за лучшую женскую роль. Награда была тем дороже, что претендовали на неё в тот год такие звезды, как Джейн Фонда, Ингрид Тулин, Джули Кристи. Так родилась актриса кино. И не состоялась биография балерины, хотя хореографическое училище при Большом театре было к тому времени уже закончено. Как и сама актриса, героини Аринбасаровой умеют делать выбор, Хрупкость и стойкость, незащищенность и мужество уживаются в характерах её героинь, сплавляясь в живые и яркие образы, освещенные незаурядной личностью самой актрисы. Что-то крайне важное принесла она в кино из той своей доэкранной жизни. И не напрасно прошли для неё годы постижения хореографии. Не оттого ли так зрима у неё пауза, не оттого ли, словно боясь упустить даже мгновения, тревожно-внимательно следим мы за её пластикой, выражением глаз. – Когда работаю над ролью, - рассказывает актриса, - невольно что-то меняется во мне, и я становлюсь на позиции своих героинь. Думаю, терзаюсь их проблемами. Не жалею для них ничего, отдаю все, что есть во мне. Но ведь и они щедро делятся со мной своими духовными сокровищами…»

    (Фрагмент статьи «Отвественность выбора»). 


  • Мишель Курно

    "Крестьянин из Сенегала сказал однажды этнографу Женевьеву Калам-Гриолю: "Сказания - это вечное движение, они никогда не кончатся. Когда кто-нибудь не знает, как продолжить рассказ, его продолжает другой. И это - движение мира, у которого точно также нет границ".


  • Н.Верещагин, "Магнитогорский рабочий"

    "Кончаловский пришел в большое кино не как робкий дебютант и не как вчерашний студент — он пришел как мастер".


  • Н.Толченова, "Огонек"

    "Эту картину временами больно смотреть, больно физически, но эта боль всегда оправдана. Режиссер без вежливых умолчаний сдирает с истории все покровы внешней благопристойности. Эта картина не для людей, пришедших в кино отдохнуть, развлечься".





  •