Первый учитель

Первый учитель

«Талант - это способность выразить оригинально мир.»

А.С.Кончаловский, "Аргументы и Факты", №34, 1999
Наталья Аринбасарова, Болот Бейшеналиев, Даркуль Кыюкова, Идрис Ногайбаев, Советбек Джумадылов, Бакен Кадыкеева, Клара Юсупджанова, Назрет Дубашев, Касым Жаркинбаев
Год: 1965
Страна СССР
Творческая
группа

Сценарий - Чингиз Айтматов, Борис Добродеев, Андрей Кончаловский
Оператор - Георгий Рерберг
Художник - Михаил Ромадин
Композитор - Вячеслав Овчинников
Звукооператор - Евгений Кашкевич, София Каценеленбоген
Монтаж - Е.Ладыженская

Тех.данные: "Мосфильм"-"Киргизфильм", 102 мин., ч/б, 2779 м

«Мир «Первого учителя» складывался из умножения миров Чингиза Айтматова, Акиры Куросавы и поэта Павла Васильева.(…) В сравнении с айтматовской лирической прозой температура экранного «Первого учителя» превышена на много градусов. Меня вело желание снять раскаленную реальность».

А.С.Кончаловский, «Возвышающий обман», М., 1999


«Я сел в самолет, летящий в Киргизию. Салон был забит людьми, говорившими на незнакомом гортанном языке, от них почти пахло баранами. "Господи, куда я еду?" Меня пронзил тихий ужас. Я боялся снять пальто. Да стоило ли и раздеваться? Сейчас немного посижу, а потом сойду. Но с самолета не сходят. Думалось: "Неужели же настанет день, когда я повезу в Москву 25 километров снятой пленки?" "Первый учитель" был моим первым полнометражным фильмом. Я уезжал за границу, но тогда никто не спрашивал меня: "Ты вернешься?"

  • И.Заславская, «Советский экран»

    «Картина «Первый учитель», в которой дебютировала восемнадцатилетняя Наталья Аринбасарова, обошла экраны многих стран мира, а в 1966 году жюри Международного фестиваля в Венеции вручило ей кубок Вольпи – премию за лучшую женскую роль. Награда была тем дороже, что претендовали на неё в тот год такие звезды, как Джейн Фонда, Ингрид Тулин, Джули Кристи. Так родилась актриса кино. И не состоялась биография балерины, хотя хореографическое училище при Большом театре было к тому времени уже закончено. Как и сама актриса, героини Аринбасаровой умеют делать выбор, Хрупкость и стойкость, незащищенность и мужество уживаются в характерах её героинь, сплавляясь в живые и яркие образы, освещенные незаурядной личностью самой актрисы. Что-то крайне важное принесла она в кино из той своей доэкранной жизни. И не напрасно прошли для неё годы постижения хореографии. Не оттого ли так зрима у неё пауза, не оттого ли, словно боясь упустить даже мгновения, тревожно-внимательно следим мы за её пластикой, выражением глаз. – Когда работаю над ролью, - рассказывает актриса, - невольно что-то меняется во мне, и я становлюсь на позиции своих героинь. Думаю, терзаюсь их проблемами. Не жалею для них ничего, отдаю все, что есть во мне. Но ведь и они щедро делятся со мной своими духовными сокровищами…»

    (Фрагмент статьи «Отвественность выбора»). 


  • Мишель Курно

    "Крестьянин из Сенегала сказал однажды этнографу Женевьеву Калам-Гриолю: "Сказания - это вечное движение, они никогда не кончатся. Когда кто-нибудь не знает, как продолжить рассказ, его продолжает другой. И это - движение мира, у которого точно также нет границ".


  • Н.Верещагин, "Магнитогорский рабочий"

    "Кончаловский пришел в большое кино не как робкий дебютант и не как вчерашний студент — он пришел как мастер".


  • Н.Толченова, "Огонек"

    "Эту картину временами больно смотреть, больно физически, но эта боль всегда оправдана. Режиссер без вежливых умолчаний сдирает с истории все покровы внешней благопристойности. Эта картина не для людей, пришедших в кино отдохнуть, развлечься".





  •