События —

11 марта 1900 года (1900–1993 гг.) Иван Козловский В этот день, 11 марта 1900 года, родился Иван Семенович Козловский, солист Большого театра, легендарный оперный певец, тенор. Он пел арии Ленского в «Евгении Онегине». Юродивого в «Борисе Годунове». Берендея в «Снегурочке». Всего больше 50 партий. Популярность Козловского в сороковые годы была не меньше, а, может, и больше, чем у нынешних поп- и рок-звезд. Поклонниц Козловского называли козловистками. А поклонниц Лемешева - лемешистки. Это были, как правило, девушки из небогатых семей, из коммуналок. И вот они слышали оперного певца. И в нем для них концентрировалось все прекрасное, что только может быть в жизни. Фанатки - козловистки и лемешистки - поджидали певцов на улице, возле дома, осаждали гримерки. Они не пропускали ни одного концерта, ни одного спектакля. И время от времени выясняли между собой отношения. Дело доходило даже до рукоприкладства. За «неправильного» кумира могли сильно побить. А некоторые даже кончали с собой от неразделенной любви к звезде. В общем, все как в Большом Шоу-бизнесе. Сейчас, когда знаменитых певцов уже нет, козловистки и лемешистки, те, кто еще жив, встречаются на Новодевичьем кладбище, на их могилах. У писателя Виктора Драгунского есть такой рассказ — «Слава Ивана Козлов-ского». Там герой, мальчик Дениска, старается петь как можно громче. И удивляется: «Неужели Козловский поет еще громче?» Конечно, сила Козловского была не в громкости. Хотя громкости тоже хватало. До 150 децибел! У него был удивительно нежный, мягкий, красивый тенор. Когда Козловский пел, слышно было каждое слово. Дикция у него была очень внятная, отчетливая, как у старых актеров императорских театров. Когда он пел в «Годунове»: «Нельзя молиться за царя-ирода!», все понимали, о ком идет речь. Эта школа потом ушла из оперы. У нынешних певцов сильные голоса, но зачастую каша во рту. А Козловский ощущал себя не просто певцом, но еще и драматическим артистом. Каждую свою партию он проигрывал, как играют роль в театре. Если считал, что для выразительности надо протянуть ноту дольше, чем записано в партитуре, — тянул. И музыканты были вынуждены под него подстраиваться. А в «Фаусте» однажды он даже балетную партию станцевал. Он был очень замкнутым человеком. И вел себя с большим достоинством. Была у него обида, на публику, на власть. Когда-то он учился в Киевской учительской семинарии и очень любил духовные песни, рождественские ук-раинские колядки. Но петь ему их не давали. А когда он все-таки записал пластинку колядок, тираж уничтожили. Украинские кагэбэшники глумились над ним, чуть ли не сапогами крошили диски. Но это уже позже, в шестидесятые. А у Сталина он был придворным певцом. Однажды ночью его вызвали в Кремль, на банкет. Сталин захотел послушать «Сулико». Козловский сказал, что не может петь, у него болит горло и он боится потерять голос. «Хорошо, — добродушно ответил Сталин, — пусть Козловский бережет свой голос. Пусть тогда послушает, как мы с Берией поем. Иди, Лаврентий, петь будем». Сталин и Берия встали рядом и спели для Козловского «Сулико», причем очень неплохо. Его аристократизм, звездность чувствовались во всем. Глядя на Козловского, советские люди учились носить фрак. Как всякая звезда, он заботился о своем здоровье. Постоянно играл в теннис, в волейбол. До 75 лет занимался на гимнастических кольцах. Каждый вечер ходил в Консерваторию — на одном из кресел директорской ложи Большого зала была прикреплена табличка: «Здесь слушал музыку великий русский певец Иван Семенович Козловский». И все-таки был обижен. Он был звездой и чувствовал себя звездой. А ему говорили: то нельзя, это нельзя. Разве для великих может существовать слово «нельзя»?



 

Календарь
Используйте календарь для навигации по разделу. Например, Вы можете выбрать все события за день, месяц или год.

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930